ua en ru

S&P снизила рейтинг Украины до В-

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's 1 ноября 2013 г. понизила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валютах с "В" до "В-". Одновременно S&P подтвердила краткосрочный суверенный рейтинг на уровне "В". Прогноз изменения рейтингов - "Негативный". Об этом сообщает пресс-служба S&P.

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's 1 ноября 2013 г. понизила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валютах с "В" до "В-". Одновременно S&P подтвердила краткосрочный суверенный рейтинг на уровне "В". Прогноз изменения рейтингов - "Негативный". Об этом сообщает пресс-служба S&P.

Кроме того, согласно заявлению понижается долгосрочный рейтинг Украины по национальной шкале с "uaA-" до "uaBBB-".

Понижение рейтинга отражает наше мнение о снижающейся вероятности того, что стратегия Правительства Украины сможет обеспечить достаточный объем валютных средств для покрытия значительных потребностей во внешнем финансировании. В мае 2013 г. мы отмечали, что благоприятная конъюнктура на международных финансовых рынках может оказаться скоротечной, что приведет к дальнейшему усилению давления на показатели внешнего финансирования страны. Эти прогнозы оправдались, о чем свидетельствует обратное направление кривой доходности правительства Украины в конце сентября 2013 г.

"Сдерживающее влияние на рейтинги Украины оказывает наше мнение о политической неопределенности, тяжелой ситуации в финансовом секторе и слабых показателях внешней ликвидности. Позитивное влияние на рейтинги Украины оказывают по-прежнему сравнительно низкий, хотя и растущий уровень долговой нагрузки правительства и относительно диверсифицированная экономика", - говорится в сообщении.

В сентябре 2013 г. объем валютных резервов в Национальном банке Украины (НБУ) был на 26% ниже значения по состоянию на сентябрь 2012 г., сократившись на 23% в течение 2012 г. При отсутствии официального долгосрочного финансирования или значительного улучшения показателей счета текущих операций, валютные резервы страны будут продолжать сокращаться до уровня, обеспечивающего выплаты по счету текущих операций в течение менее трех месяцев и погашение менее чем 30% краткосрочного внешнего долга по остаточному сроку погашения в 2013 г. Валютные резервы будут продолжать сокращаться на протяжении горизонта прогнозирования.

Власти Украины все больше применяют механизмы валютного контроля, стремясь увеличить объем резервов. Требования об обязательной репатриации и продаже валюты, предусматривающие конвертацию 50% валютной выручки экспортеров в гривны, были распространены на все юридические и физические лица (за исключением банков, привлекающих межбанковские кредиты), получающие средства в иностранной валюте.

Согласно нашему базовому сценарию мы не ожидаем, что Украина будет проводить масштабные реформы, что делает заключение соглашения о программе внешнего финансирования со стороны международных финансовых организаций маловероятным. Такая программа, скорее всего, предусматривала бы сочетание реформ, включая комбинацию: консолидации бюджета, проведения рыночной реформы внутреннего газового рынка, ускоренного урегулирования проблемных кредитов в финансовом секторе и повышения гибкости валютного курса", - говорится в сообщении пресс-службе агентства.

Вероятность девальвации гривны повысилась. Возможные масштабы девальвации также увеличились, принимая во внимание меры правительства по защите валютного курса за счет уменьшения валютных резервов на фоне прогнозируемого нами сокращения экономики в 2013 г. По прогнозу компании в 2014 г. произойдет управляемая девальвация гривны к доллару США до уровня 9,5 против ожидаемых 8,2 в 2013 г.

В 2013 г. ситуация на внутреннем валютном рынке Украины оставалась относительно спокойной, а объем гривневых депозитов в коммерческих банках увеличивался более быстрыми темпами (в среднем на 23% за 9 месяцев 2013 г.), чем объем валютных депозитов (14%). Поэтому в настоящее время мы прогнозируем девальвацию гривны в 2014 г.

"По нашему мнению, негативное влияние на гибкость денежно-кредитной политики оказывает слабость банковской системы Украины. В сентябре 2013 г. средневзвешенная ставка рефинансирования НБУ для банков (по всем инструментам) составляла 6,6% по сравнению со средневзвешенной процентной ставкой 15,2% по кредитам для физических лиц и бизнеса. Доля проблемных кредитов в банковском секторе оценивается как очень высокая (40%) и может увеличиться в случае резкой девальвации гривны, поскольку по данным на сентябрь 2013 г. 35% банковских кредитов были номинированы в иностранной валюте", - говорят в S&P.

Сохраняется неопределенность относительно подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 г., поскольку переговоры о статусе находящегося в заключении бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко продолжаются.

Подписание соглашения окажет позитивное влияние на показатели торговли Украины в долгосрочном плане, однако негативные последствия могут возникнуть в кратко- и среднесрочной перспективе, связанные главным образом с реакцией России. Ответные действия России, скорее всего, будут заключаться во введении ограничений на торговлю с Украиной подобно тем, что были установлены в августе 2013 г. В результате объем экспорта в Россию, скорее всего, сократится. В 2012 г. на долю России приходилось 26% экспорта украинского сырья и 39% экспорта услуг.

"С нашей точки зрения, возможности консолидации бюджета страны ограничены. По нашей оценке, изменение долга расширенного правительства в 2013-2016 гг. составит в среднем немногим более 6% ВВП. Мы ожидаем, что чистый долг расширенного правительства увеличится с 34% ВВП в 2013 г. до 40% в 2014 г., при этом доля долга в ВВП увеличится на несколько процентных пунктов сверх дефицита бюджета за счет девальвации гривны. Около 52% всего объема долга номинировано в иностранной валюте, хотя значительная часть этих валютных обязательств состоит из кредитов, выданных на льготных условиях. Наша оценка объема государственного долга в 2013 г. включает векселя, которые, как мы ожидаем, правительство выпустит в 2013 г. в основном для финансирования задолженности по возмещению НДС и оплаты теплоснабжения (в сумме составляющим около 1% ВВП). Мы ожидаем, что государственный долг в национальной валюте и дефицит бюджета расширенного правительства будут и в дальнейшем финансироваться главным образом за счет средств НБУ и контролируемых государством банков. По состоянию на август 2013 г. НБУ владел 60% долга в национальной валюте, другие украинские банки - 32%, что составляет около 8% активов коммерческих банков", - сообщает S&P.

"По нашим оценкам, ВВП на душу населения Украины в 2013 г. составит 4 тыс. долл. Мы прогнозируем дальнейшее сокращение численности населения страны примерно на 0,5% в год до 2016 г. Вследствие слабого внешнего спроса на товары украинского экспорта (продукцию металлургической и машиностроительной отраслей) и дальнейшего сокращения объема промышленного производства мы в настоящее время прогнозируем рост ВВП на душу населения на уровне тренда, который наши критерии определяют как взвешенный рост реального ВВП на душу населения за 10 лет, что составляет примерно 1,8%", - подытожили в агентстве.

Прогноз "Негативный" отражает мнение агентства о возможном понижении кредитных рейтингов Украины с вероятностью по меньшей мере один к трем в ближайшие 12 месяцев, если чистый объем международных резервов страны будет устойчиво сокращаться более быстрыми темпами, чем мы ожидаем в настоящее время. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам на "Стабильный" в случае существенного ослабления давления на внешнеэкономические показатели Украины.